15.04.2015
Планирование благотворительной деятельности до сих пор не относится к приоритетным вопросам работы российских банков со структурами ЧБО в силу ряда сложившихся убеждений:
эта деятельность не осознается как часть маркетинговой стратегии банков;
благотворительность квалифицируется как бизнес, в котором советы банка неуместны;
в общем объеме ресурсов клиента в данном банке ресурс благотворительности, как правило, слишком мал, чтобы тратить время клиентских менеджеров на специальное, дополнительное обучение.
Тем не менее планирование благотворительности для своих клиентов становится одной из востребованных задач в ЧБО, так как оно существует в обществе и должно стимулировать его позитивные изменения. Еще одно практическое применение — цели налогового планирования самого материнского банка.
Исследования, проведенные авторами, показали, что почти 90% клиентов в 2003 г. получили просьбы об оказании благотворительной помощи, и все ее предоставили, хотя процесс принятия решения об объекте и размере благотворительности не является для клиентов системным, а результаты самих благотворительных акций мало до кого из клиентов доведены.
Чаще всего была оказана помощь незащищенным слоям населения, не способным зарабатывать и испытывавшим острую нужду. Среди объектов благотворительности мало кто упомянул молодеж ные и детские организации, и никто из опрошенных не оказывал помощь учителям или медицинским предприятиям (комментарии излишни).
Тем не менее спрос на услуги по управлению благотворительностью оценивается как существенный, а опыт ее апробации в ЧБО свидетельствует о необходимости соблюдения определенной технологической последовательности действий. Так, разрабатывая программу благотворительности, банк с ЧБО:
анализирует ресурсы, которые клиент может (или планирует) направить на эти цели;
проводит опрос семьи клиента для определения целевой группы в обществе — объекта благотворительности в широком смысле;
выделив проблемы целевой группы, определив риски благотворительного сотрудничества с ней, разрабатывает и предлагает опции благотворительной программы семье клиента;
составляет пакет документов и процедур, обеспечивающих «целевое использование средств» в соответствии с приоритетами клиента-благотворителя;
контролирует трансакции, а впоследствии и использование выделенных средств;
консультирует члена семьи клиента, отвечающего за реализацию программы благотворительности.
Концепция, лежащая в основе программы благотворительности, формируется после получения ответов на следующие вопросы: хочет ли клиент заниматься благотворительностью сам и ли от имени своей семьи? Кто конкретно из членов семьи клиента будет реализовывать программу благотворительности? Кто будет принимать решения на каждом из этапов программы?
|