01.05.2015
В последние годы к криминогенным семьям относят: а) семьи, неблагополучие которых связано с отсутствием объективных возможностей для надлежащего воспитания детей (тяжелое материальное положение, излишняя занятость родителей на работе, болезнь членов семьи и т. д.); б) аморальные, деструктивные, полностью дезорганизованные семьи, где родители ведут антиобщественный образ жизни и не выполняют своих основных обязанностей в отношении детей (Дозорцева Е. Г., 2000; Устинова В. В., 1990).
Если вы изучаете психологию, данная тема стала бы довольно интересной для исследования в курсовой. А если нет времени делать работу самому, то
заказать курсовую и диплом всегда можно у надежных специалистов.
Усвоение агрессивных и жестоких стереотипов поведения в конфликтных семейных условиях с глубоким эмоциональным переживанием ссор между родителями характерно для насильственных преступников более, чем для корыстных (Меньшикова Е. С., 1993). Психологические механизмы формирования агрессивного поведения насильственных преступников описываются и экспериментально подтверждаются в исследованиях В. В. Устиновой (1990). Наблюдение и испытание насилия на себе подростком в сочетании с высокой мотивационной готовностью к использованию сформировавшегося агрессивного поведения обычно подкрепляется одобрением со стороны матери, так как для таких семей характерно наличие внутри семьи двух враждующих лагерей «мать с сыном — отец». Более того, подросток имеет основания считать свои действия морально оправданными, так как он защищает мать от притязаний пьяного отца, то есть благородно выступает на стороне слабой женщины. Естественно, это приводит к упрочению складывающегося стереотипа насильственного поведения. Этих подростков с конфликтным типом приспособления отличают критичность по отношению к обстоятельствам жизни в семье и некритичность по отношению к себе. Пассивное приспособление, принятие тех или иных фактов семейного неблагополучия за норму, некритичность по отношению к условиям жизни в семье, к собственной позиции, отсутствие притязаний в сфере отношений с родителями, другими членами семьи характерны для корыстных преступников (Антонова А. Г., 1983).
Довольно часто в психологически ориентированной литературе можно встретить различные доводы в пользу того, что именно психологические проблемы родителей следует рассматривать в качестве основного источника аномалий семейного воспитания подростков с отклонениями поведения. Эти родители пытаются решать свои проблемы нерациональным путем, зачастую без достаточного осознания ситуации (ЭйдемиллерЭ. Г.Юстицкий В. В, 1987; 1990; Кривцова С. В., Достанова М. Н., Кнорре Е. П. и др., 1997). Так, описываются семьи, «стыдящиеся» собственных детей, где повышенная требовательность сочетается с неудовлетворенностью родителей любыми результатами. Подобное отсутствие поощрений ведет к развитию аффективного поведения у подростков, куда очень быстро наслаиваются асоциальные, вплоть до противоправных, поступки (Nakken С., 1988). Другие авторы делают акцент на двойственном поведении родителей, когда внешне благопристойная мораль «на людях» превращается дома в искаженные оценки общественных ценностей. В итоге у подростка искажается формирование ценностей и нравственной системы отношений, что обусловливает большинство так называемых ситуационных преступлений (Касторский Г. Л., 1993).