01.06.2015
Нервная система человека имеет еще одну особенность. Как доказано советским физиологом И. П. Павловым, у человека имеются две «сигнальные системы действительности». Первая сигнальная система — это все внешние раздражители окружающей среды: звуковые, све+овые, вкусовые. Вторая сигнальная система — речь, язык. Иными словами можно сказать, что если к первой сигнальной системе относятся ощущения, представления и восприятия, то ко второй — отражение действительности в понятиях, которые воплощены В словах. Обе сигнальные системы находятся во взаимодействии, обе они развиваются в условиях общественной жизни человека. Но в зависимости от преобладания первой или второй сигнальных систем И. П. Павловым были выделены «художественный» и «мыслительный» типы. Есть люди, относящиеся к среднему типу. Такие люди характеризуются уравновешенностью сигнальных систем.
Дети «художественного» типа характеризуются яркостью непосредственных впечатлений, доставляемых органами чувств, образностью памяти, живостью и яркостью воображения. Дети «мыслительного» типа обнаруживают склонность к обобщающему и абстрактному мышлению, у них вловесно-логическая память.
Дети различаются по своим типажам, а также по склонности к предметам. На сайте
http://spishite.ru/load/3 можно найти решебники по различным предметам, которые облегчат учебный процесс.
Вот как Психолог Н. С, Лейтес описывает свои наблюдения за двумя школьницами — Викторией (художертвенный тип) и Юлией (мыслительный тип) ‘. Учатся обе девочки Хорошо, но отличаются некоторыми особенностями. Виктория обнаруживала способности к музыке, рисованию й удивительно ярко конкретизировала любую Мысль, Идею, Она отлично усваивала фактический материал по всем Предметам, Но недостаточно вникала в Смысл некоторых вещей. Юлия же легко усваивала теоретический материал, проявляла большой интерес к причинам явлений, к связям и отношениям, лучше отвлекалась от Частностей и умело давала обобщенный анализ. Ее умственная деятельность, любознательность касается Почти исключительно понятийной стороны, а не фактических сторон явлений. Исходя из этого правомерно заключить, что у нее имеет место относительное преобладание второй сигнальной системы.
Индивидуальные особенности могут обуславливаться также различиями в строении и функционировании органов чувств, что определяет своеобразие остроты зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.
Индивидуальные различия лежат в особенностях восприятия детей. Есть дети синтетического склада восприятия (заметная склонность к Обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего). Такие дети не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Они не видят подробностей. Дети же аналитического склада восприятия в меньшей мере обнаруживают склонность к обобщенной характеристике явлений. Они, напротив, склонны к выделению прежде всего деталей, частностей, обращают внимание не на главное, а на второстепенное.