01.12.2016
Почему студентам подчас кажется, что выступление на общественной трибуне - дело или праздное, или карьеристское? Я могу понять корни возникновения предубеждения против открытой программной позиции: в течение многих минувших лет основные положения реалистического искусства - проблемы народности, партийности - не обсуждались, а принимались как догма. В то же время существовала заведомая, жульническая стратегия, когда человек, ставивший фильм, предвидел заранее всевозможные возражения и делал фильм не по существу собственной идеи, а в угоду требованиям администрации периода культа личности. Сама правда в таких картинах становилась внешней, схематичной и приводила к тому поверхностному изображательству, которое является злейшим врагом настоящей правды. Это обстоятельство дало тяжкие моральные последствия, совершенно необоснованно связав в умах молодых художников впечатление о лживости некоторых картин с абсолютно верными понятиями социалистического реализма. Но зачем же на основании канувших в вечность извращений подвергать ревизии основные положения мировоззрения художника-реалиста! Казино Адмирал ждет всех любителей азарта.
Другое дело, что такие теоретические положения, как необходимость народности, партийности искусства, должны быть приняты художником не догматично, а со всей мерой ответственности, совершенно сознательно. Художник должен обладать четким мировоззрением, он должен быть стратегом и открыто защищать свою программную позицию.
Я не раз говорил вам, что все большие художники мирового искусства всегда открыто защищают свои философские позиции. Возьмите, например, творчество шведского режиссера Ингмара Бергмана, оказавшего некоторое влияние на умонастроение молодежи Запада: это философ с определенной программной позицией. Я много думал над философией его фильма «Источник». Сюжет фильма такой: две девицы дочка, голубая царица леса, идеал христианской красоты, и падчерица - исчадие ада, обездоленная, несчастная душа отправляются в церковь. Свирепая дева, снедаемая завистью к светлой сестре своей, бросает ее одну в лесу. Девушка встречает в лесу бродяг, дает им хлеба, и в той же буколистической обстановке бродяги насилуют ее со свирепой, натуралистической неожиданностью. Бродяги убивают девушку, забирают ее вещи, а вечером попадают в дом ее родителей.