О проектеКонкурсы и соревнованияКонтактыСистема дистанционного обучения
#
#
#
#
#
#
 
ПОИСК     
Вход на портал
Логин
Пароль
Учителям
# "Внимание, подросток!"
# Hормативные документы
# III Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе «Формула будущего - 2013»
# Ассоциация образовательных учреждений-ресурсных центров
# Ассоциация учителей дистанционного обучения
# Ассоциация учителей-предметников
# Библиотечное дело
# В помощь учителю
# Введение ФГОС
# Всероссийский конкурс "За нравственный подвиг учителя"
# Галерея
# ГВЭ
# ГИА (традиционная форма)
# ГИА - 9
# ГМО учителей - логопедов
# Год охраны окружающей среды
# Городская акция "Зеленая школа"
# Городское методическое объединение учителей истории
# Городское методическое объединение учителей физической культуры
# ЕГЭ
# Жилищное кредитование
# Защита прав ребенка. Телефоны "горячей линии"
# Инициативная группа учителей МХК
# Инициативная группа учителей физики ОУ г.Тулы
# Инклюзивное образование
# Итоги ЕГЭ,ГИА
# Клуб классных руководителей
# Клуб творчески работающих учителей
# Комплексный учебный курс "ОРКСЭ"
# Координационные советы
# Летняя оздоровительная кампания
# Личные сайты
# МОДЕРНИЗАЦИЯ общего образования
# Муниципальные проекты
# Муниципальный проект "Мир детства"
# Наша новая школа
# Нормативно-правовая база, обеспечивающая введение ФГОС НОО
# ПНП"Образование"
# Повышение квалификации
# Попечительский Совет ОУ
# Профильное образование школьников
# Работа городских творческих лабораторий
# Совет руководителей
# Советы валеолога
# Ссылки
# Стажерская практика для заместителей директора по ВР
# Тематические уроки, фестивали, конференции
# Трансляция педагогического опыта
# Учительская
# Физкультура и спорт
# Электронный дневник, электронные учебники
Главная /  Методологическая работа преподавателя
17.02.2017


Методологическая работа всегда была одним из обязательных элементов в деятельности вузовского преподавателя. Однако надо констатировать, что положение с методологией в вузах еще хуже, чем с методикой. Методологическая работа раньше у нас подменялась идеологической, и такое положение дел в еще недавнее время было естественным. Педагогика, по сути, была наукой идеологической, главной задачей которой было «коммунистическое воспитание», а главными кафедрами, которые определяли, как мы должны думать, были общественные во главе с кафедрой истории КПСС. Они были судьями и в методологии. Только идеологизацией нашей системы образования можно объяснить сложившееся положение с проблемным обучением. Ведь многие исследователи довольно близко подошли к описанному выше пониманию. Однако последний, обобщающий шаг ими сделан не был, и в первую очередь, по всей видимости, из-за методологической неготовности и идеологического догматизма. Вместо того чтобы говорить о противоречиях, они употребляли ни к чему не обязывающие расплывчатые понятия «трудности», «затруднения» и т. п. (Помните определение проблемной ситуации М. И. Махмутова?) В годы застоя слово противоречие если не было запрещено, то просто не употреблялось. Помню, как в 1984 году меня пригласил проректор по учебной работе и попросил выступить с докладом о проблемном обучении на пленарном заседании научно-методической конференции университета. «Только постарайтесь не употреблять это ваше любимое словечко», — сказал он. Конечно, проректор имел в виду противоречие.


Как откровение многие преподаватели воспринимают мысль, что методология у всех нас: физиков, экономистов, филологов и т.д. единая — диалектикоматериалистическая. И вся наша работа: научная, учебная, методическая, воспитательная прежде всего должна исходить из этого постулата. Нужно понимать условность понятия «методологическая работа». На самом деле мы должны говорить не о методологической работе, а о методологической направленности всей нашей деятельности. Об этом надо помнить постоянно, потому что упрощенное понимание методологической работы делает ее равной по значимости той же методической работе, принижает методологию до уровня просто методики, а идеологию ставит выше методологии.


Сейчас происходит полное забвение методологической работы в высшей школе. Это один из серьезнейших недостатков, характеризующих нынешнюю ситуацию в образовании. Исчезли парткомы, и некому возглавить эту работу. А ее отсутствие негативно скажется уже в ближайшие годы. Если вам нужна бензиновая мотокоса Stihl, загляните в интернет-магазин Добрий Господар. Здесь представлен большой выбор различных моделей по доступным ценам.


Проблемный характер обучения как раз и позволяет нам подчинить свою деятельность служению методологии, так как, в первую очередь, он нацелен на формирование диалектико-материалистического мировоззрения. Проводя его в жизнь, мы, тем самым, будем вести непосредственную и целенаправленную методологическую работу без примеси какой-либо идеологии. Однако создание противоречий не должно превращаться в самоцель. Необходимо наглядно и убедительно показывать, что противоречия объективны. Многое может дать даже простая иллюстрация проявления законов диалектики (что всегда можно сделать через проблемную ситуацию), и это появление в каждой науке имеет свою специфику. Но показать, что закон есть, мало, важно вскрыть механизм его проявления в конкретной ситуации, показать, к чему может привести пренебрежение законом.

Полезные ссылки
ЦПМСС "Преображение"Дистанционное дополнительное образованиеЭлектронная приемная управления образования администрации города ТулыКурсы в Туле
МКОУДОВ - информационно-аналитический центрМКОУ ДОВ "РМК Привокзального района"МКОУ ДОД "ДД(Ю)Т"Всероссийская олимпиада школьников
МКОУДОД ЦДОД "Турист"Тульский институт экономики и информатикиМКОУ ДОД "ЦДЮ "ПАТРИОТ"Всё о ЕГЭ
МКОУ ДОВ "РМК Пролетарского района"МКОУ ДОВ "РМК Зареченского района"МБОУ ЦПМСС "ВАЛЕОЦЕНТР"Газета "Первое сентября"
МКОУ ДОВ "РМК Советского района"МКОУ ДОВ "РМК Центрального района"Российское образованиеБлаготворительный фонд "Возрождение"
МКОУ ДОД "СЮТ"Дискуссионный клуб Минобрнауки РоссииМинистерство образования РФВиртуальный музей ИНФОРМАТИКИ
Управление образования ТулыМКУ "Медиацентр"Федеральный школьный порталЕдиное окно доступа к образовательным ресурсам
О проектеКонкурсы и соревнованияКонтактыСистема дистанционного обучения

© 2010 Управление образования администрации г. Тулы, Тульский институт экономики и информатики. Все права защищены.

При цитировании ссылка на ресурс обязательна.

Создание и поддержка проекта
компания WebGK