17.02.2017
Методологическая работа всегда была одним из обязательных элементов в деятельности вузовского преподавателя. Однако надо констатировать, что положение с методологией в вузах еще хуже, чем с методикой. Методологическая работа раньше у нас подменялась идеологической, и такое положение дел в еще недавнее время было естественным. Педагогика, по сути, была наукой идеологической, главной задачей которой было «коммунистическое воспитание», а главными кафедрами, которые определяли, как мы должны думать, были общественные во главе с кафедрой истории КПСС. Они были судьями и в методологии. Только идеологизацией нашей системы образования можно объяснить сложившееся положение с проблемным обучением. Ведь многие исследователи довольно близко подошли к описанному выше пониманию. Однако последний, обобщающий шаг ими сделан не был, и в первую очередь, по всей видимости, из-за методологической неготовности и идеологического догматизма. Вместо того чтобы говорить о противоречиях, они употребляли ни к чему не обязывающие расплывчатые понятия «трудности», «затруднения» и т. п. (Помните определение проблемной ситуации М. И. Махмутова?) В годы застоя слово противоречие если не было запрещено, то просто не употреблялось. Помню, как в 1984 году меня пригласил проректор по учебной работе и попросил выступить с докладом о проблемном обучении на пленарном заседании научно-методической конференции университета. «Только постарайтесь не употреблять это ваше любимое словечко», — сказал он. Конечно, проректор имел в виду противоречие.
Как откровение многие преподаватели воспринимают мысль, что методология у всех нас: физиков, экономистов, филологов и т.д. единая — диалектикоматериалистическая. И вся наша работа: научная, учебная, методическая, воспитательная прежде всего должна исходить из этого постулата. Нужно понимать условность понятия «методологическая работа». На самом деле мы должны говорить не о методологической работе, а о методологической направленности всей нашей деятельности. Об этом надо помнить постоянно, потому что упрощенное понимание методологической работы делает ее равной по значимости той же методической работе, принижает методологию до уровня просто методики, а идеологию ставит выше методологии.
Сейчас происходит полное забвение методологической работы в высшей школе. Это один из серьезнейших недостатков, характеризующих нынешнюю ситуацию в образовании. Исчезли парткомы, и некому возглавить эту работу. А ее отсутствие негативно скажется уже в ближайшие годы. Если вам нужна бензиновая мотокоса Stihl, загляните в интернет-магазин Добрий Господар. Здесь представлен большой выбор различных моделей по доступным ценам.
Проблемный характер обучения как раз и позволяет нам подчинить свою деятельность служению методологии, так как, в первую очередь, он нацелен на формирование диалектико-материалистического мировоззрения. Проводя его в жизнь, мы, тем самым, будем вести непосредственную и целенаправленную методологическую работу без примеси какой-либо идеологии. Однако создание противоречий не должно превращаться в самоцель. Необходимо наглядно и убедительно показывать, что противоречия объективны. Многое может дать даже простая иллюстрация проявления законов диалектики (что всегда можно сделать через проблемную ситуацию), и это появление в каждой науке имеет свою специфику. Но показать, что закон есть, мало, важно вскрыть механизм его проявления в конкретной ситуации, показать, к чему может привести пренебрежение законом.