02.09.2020
Известно, что номенклатура методов воспитания чрезвычайно разнообразна и богата. Это - рассказ, беседа, диспут, поощрение, наказание, беседа, убеждение, общественное мнение, игра, режим и мн. др. Мировая практика воспитания сегодня насчитывает свыше 500 методов и приемов воспитания подрастающего поколения. Безусловно, педагогика как наука всегда стремилась упорядочить огромное множество методов воспитания. Эта проблема именуется как классификация методов воспитания. В настоящее время проблема классификации методов воспитания является одной из самых исследованных, и в то же время актуальной, т.е. значимой, и, соответственно, привлекающей внимание многих современных ученых. На страницах научных педагогических журналов регулярно ведутся дискуссии, в которых принимают участие, как ученые, так и практики. Поэтому в современной педагогической науке и практике широко известны многочисленные и самые разнообразные подходы к классификации методов воспитания.
В основе любой классификации методов воспитания лежит определенный критерий, т.е. главный признак, основание, по которому методы группируются, подразделяются или обособляются. В первых и более поздних классификациях методов - это цели или средства их осуществления, а также характер воздействия, последовательность и постепенность применения методов (30-80-е гг. 20-го столетия). В дальнейшем в качестве основания стали рассматриваться структурные компоненты личности как целостное, интегрированное образование, а также функциональный подход к деятельности воспитателя и воспитуемого. Начиная с 80-90-х гг., кроме предыдущих, стали активно разрабатываться личностно-деятельностный (личностно-ориентированный и деятельностный), а также гуманистический подходы к воспитанию ребенка.
Хотите влиться в атмосферу реального казино? Получайте приятные бонусы здесь и тестируйте автоматы абсолютно бесплатно.
Несомненно, особый научный и практический интерес имеют классификации методов воспитания, выстроенные Б. Т. Лихачевым на основе разных подходов к их основаниям. В нашем пособии рассмотрим одну из них. Так, например, широко представлена в учебниках и пособиях по педагогике классификация ученого, содержащая систему методов воспитания, основанием которой, являются важнейшие закономерности целостного педагогического (учебно-воспитательного ) процесса. В частности, воспитание - это процесс создания благоприятных условий для полноценного и самодостаточного развития и саморазвития ребенка в коллективной и индивидуальной среде его обитания; воспитание предполагает комплексный и интегрированный подход к личности, рассматривающий все структурные компоненты личности (сознание, чувство, поведение) как целостное образование; чем интенсивнее, глубже и эмоционально теплее построен процесс общения воспитателя с воспитанником, тем эффективнее результаты воспитания.