О проектеКонкурсы и соревнованияКонтактыСистема дистанционного обучения
#
#
#
#
#
#
 
ПОИСК     
Вход на портал
Логин
Пароль
Учителям
# "Внимание, подросток!"
# Hормативные документы
# III Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе «Формула будущего - 2013»
# Ассоциация образовательных учреждений-ресурсных центров
# Ассоциация учителей дистанционного обучения
# Ассоциация учителей-предметников
# Библиотечное дело
# В помощь учителю
# Введение ФГОС
# Всероссийский конкурс "За нравственный подвиг учителя"
# Галерея
# ГВЭ
# ГИА (традиционная форма)
# ГИА - 9
# ГМО учителей - логопедов
# Год охраны окружающей среды
# Городская акция "Зеленая школа"
# Городское методическое объединение учителей истории
# Городское методическое объединение учителей физической культуры
# ЕГЭ
# Жилищное кредитование
# Защита прав ребенка. Телефоны "горячей линии"
# Инициативная группа учителей МХК
# Инициативная группа учителей физики ОУ г.Тулы
# Инклюзивное образование
# Итоги ЕГЭ,ГИА
# Клуб классных руководителей
# Клуб творчески работающих учителей
# Комплексный учебный курс "ОРКСЭ"
# Координационные советы
# Летняя оздоровительная кампания
# Личные сайты
# МОДЕРНИЗАЦИЯ общего образования
# Муниципальные проекты
# Муниципальный проект "Мир детства"
# Наша новая школа
# Нормативно-правовая база, обеспечивающая введение ФГОС НОО
# ПНП"Образование"
# Повышение квалификации
# Попечительский Совет ОУ
# Профильное образование школьников
# Работа городских творческих лабораторий
# Совет руководителей
# Советы валеолога
# Ссылки
# Стажерская практика для заместителей директора по ВР
# Тематические уроки, фестивали, конференции
# Трансляция педагогического опыта
# Учительская
# Физкультура и спорт
# Электронный дневник, электронные учебники
Главная /  Единый городской педагогический совет /  Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС

Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования

 

И. Ю. Миронова,

начальник сектора общего образования

управления образования администрации г. Тулы

 


Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

«Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Управление образования администрации г. Тулы ставит перед собой цель создания городской системы, обеспечивающей духовно-нравственное образование учащихся, основанное на приобщении к культурным ценностям Тульского края. Продуманы виды и формы деятельности учащихся, концепция, программы.

В рамках системы духовно-нравственного воспитания учащихся осуществляются проекты «Наше наследие», «Духовные святыни России» и другие.

Проект «Наше наследие» имеет несколько направлений:

      «Литературное краеведение» (встречи с писателями, книжные выставки, презентации книжных новинок, лучших популярных и забытых художественных произведений, их постоянные участники МОУГ № 20, МОУСОШ № 18, 28, 58, 65);

      «Современная литература» (дискуссии «Современна ли русская классика», декады чтения «Великой Победе – 65», в нихпринимали участие учащиеся МОУГ № 20, МОУЛ № 2, МОУСОШ № 18, 58, 65);

      «Библиотека и молодежь. Информационное обеспечение образования» (выпуск информационных изданий, мультимедийных обзоров, справочников. Этим успешно занимается МОУСОШ № 38, 18,65, 71);

      «Искусство как способ познания жизни» (конкурсы мультимедиа проектов, творческие конкурсы, праздники, фестивали. В их реализации были задействованы педагоги и учащиеся МОУСОШ № 36, 3,55, МОУЛ№ 3);

Реализация данных проектов невозможна без сотрудничества с учреждениями культуры города. Продумана система взаимодействия с Тульским художественным музеем, музеем П. Н. Крылова, военно-историческим музеем-заповедником «Куликово поле», библиотеками города.

В рамках проекта «Духовные святыни России» работает городское методическое объединение учителей основ православной культуры. Во многих школах города преподаются курсы мировой художественной культуры, основ православной культуры, культурологии.

Проводятся Рождественские и краеведческие чтения, творческие и научно-исследовательские конкурсы учащихся и педагогов.

Таким образом, осуществляется социальный заказ общества на духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся.


 

 

Базовые национальные ценности – основное содержание

духовно-нравственного развития и воспитания

 

Е. И. Барышникова,

методист МОУ ДОВ «РМК Центрального района г. Тулы»

 


Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.


 

 

Организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника

 

Г. З. Вакуленко,

учитель истории и обществознания МОУСОШ № 36

 


Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.

На примере нашей школы № 39 можно проследить, как менялась год от года материально-техническая база образования, как внедрялись новые технологии.

Мы имеем доступ к Интернету, интерактивную доску, практически в каждом учебном классе организовано автоматизированное рабочее место учителя, создана библиотека электронных учебных пособий по различным предметам, готовится к открытию еще один компьютерный класс для начальной школы. Как и большинство ОУ города, школа заключила договор о создании электронной системы «Дневник. ru». Мы готовимся к переходу на работу в новой операционной системе Linux.

Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.

А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации. Базовые компетенции стали своего рода общеобязательным минимумом требований работодателей для любой специальности и профессии. В уставе ЮНЕСКО выдвинуто требование к школе – «учить познавать, действовать, жить, жить вместе».

Для современного школьника базовыми являются компетенции:

       информационная (готовность к работе с информацией);

       коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

       кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

       проблемная (готовность к решению проблем).

К методам формирования ключевых компетенций на уроке относятся:

       обращение к опыту учащихся;

       решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты;

       организационно-деятельностные игры (ОДИ);

       проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;

       интеграция обучения.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Мы широко используем организационно - деятельностные игры. Они не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.

Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Мы широко используем организационно-деятельностные игры. Они не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.

Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – создание и организация работы научных обществ учащихся. НОУ позволяет реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня. Городские научные чтения учащихся «Шаг в науку» стали трибуной для школьников, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью.

Внешкольную деятельность невозможно осуществить без сетевого образовательного пространства. Это сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, культуры, общественными организациями, с вузами, сузами.

В своей деятельности творчески работающие учителя города широко используют музейную педагогику не только для воспитания социально-значимых качеств личности, но и для формирования базовых компетенций. Это в первую очередь большая поисковая работа, музейные уроки, работа лекторских групп. Каждое ОУ подбирает своих партнеров для сотрудничества. Для нашей школы важным направлением работы является участие в международной совместной долгосрочной программе «Академия детской дипломатии на пути к культуре мира». Формированию базовых компетенций служат телемосты и Интернет-конференции в режиме он-лайн общения школьников разных стран, слеты, ставшие традиционными в ходе реализации программы. Таким образом, в современных условиях учителю необходимо формировать базовые компетенции современного школьника как в урочной, так и во внеурочной и внешкольной деятельности.


 

 

 

Роль школьной библиотеки в духовно-нравственном

просвещении младших школьников

 

Ф. Е. Корсакова,

 заведующая библиотекой МОУСОШ № 64

 


О роле библиотеки в духовно- нравственном воспитании можно говорить много. Библиотека может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно. Я же сегодня хочу поделиться с вами опытом своей работы в этом направлении. Мною разработана и используется на протяжении нескольких лет программа «Духовность. Нравственность. Культура». В основе её лежат правила этикета.

«Этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной».

Цели и задачи занятий:

      формирование духовно-нравственных ориентиров;

      воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;

      формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств.

 

Программа занятий состоит из 11 тем.

Тема 1. Исторические корни этикета.

Ещё в XII веке князем Владимиром Мономахом были составлены и названы «Поучениями» первые письменные правила поведения, где в частности говорилось: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь в пути… Везде напоите и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простой ли человек, или знатный, или посол, ...угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...»

Тема 2. Культура общения.

Эта основополагающая тема, в дальнейшем, какую бы тему мы ни изучали, мы обязательно обращаемся к ней.

В наше время, когда обращение «товарищ» ушло, а «сударь, сударыня» так и не прижилось, рекомендуется учить детей обращение к незнакомому человеку начинать со слов «будьте добры, скажите, пожалуйста», а затем излагать свою просьбу или задавать вопрос.

Тема 3. Гостевой этикет.

Разбираем эту тему на примерах празднования Дня рождения, Нового года. Говорим, что это за праздники и как их надо отмечать, как приглашать, встречать гостей. Разбираем ситуацию, когда приходят неожиданные гости, как при этом надо вести себя гостям и хозяевам.

Тема 4. Застольный этикет.

Застольный этикет, пожалуй, самый скучный раздел этикета, но знать или хотя бы один раз прочитать его надо.

Существует следующая легенда – за истинность ее поручиться сложно, но изюминку оценить нетрудно. Юрий Гагарин получил приглашение на обед от королевы Великобритании. За обедом космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок, щипчиков и ножей, в строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд, смутился, но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал краснеть и ерзать на стуле, а прямо обратился к Елизавете: «Ваше Величество! Я – человек простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один – ложка. Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками. Помогите мне». Королева ответила: «Вы напрасно смущаетесь, молодой человек. Я выросла в Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих приборов». И она взяла простую ложку и вместе с космонавтом Гагариным стала кушать омаровый паштет.

Разумеется, не каждый день приходится обедать с королевой Великобритании, однако научиться пользоваться столовыми приборами все-таки желательно, ведь вам может попасться куда менее деликатный сосед по столу.

Тема 5. Этикет поведения в общественных местах.

Когда рассматриваем правила поведения на улице, обязательно говорим о правилах дорожного движения.

Тема 6. Нравственные отношения.

В мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию – патриотизм, истинная любовь к женщине и старость.

Говоря о дружбе, хочу привести слова Конфуция: «Полезных друзей три и вредных три. Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг льстивый и друг болтливый»

Тема 7. Семейный этикет.

«Ныне называют сыновней почтительностью то, что они кормят своих родителей. Но ведь собак и лошадей тоже кормят. Если это делается без глубокого почтения к родителям, то в чём же здесь разница?» Так говорил Конфуций, который жил в IV-V веке до н. э.

Вот с точки зрения почтительного отношения к родителям, к старшему поколению мы и разбираем эту тему.

Рассматривая вопрос «Семейные праздники», мы говорим о Рождестве, Дне Петра и Февронии, Дне Победы. Это помогает в формировании представлений о семейных ценностях и уважения к членам семьи.

Тема 8. Гигиена и нравственность.

Знакомство с этой темой помогает в воспитании негативного отношения к вредным привычкам и пропаганде здорового образа жизни.

Тема 9. Школьный этикет.

Изучение этой темы помогает в формировании у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

Эта тема включает в себя и цикл библиотечно-библиографических занятий: «История возникновения письменности», «Из истории возникновения библиотек», «Структура книги», «Бережное отношение к книге» и т.д.

Тема 10. Национальные нормы этикета.

Английский писатель Голдсмит писал: «Только тот истинно воспитан, кто понимает, при каких обстоятельствах следует держаться национальных привычек, а когда можно пренебречь тем, что так неукоснительно соблюдал на родине. Умный человек сразу примечает, что мудрецы одинаково учтивы в любой стране, тогда как дураки бывают учтивы лишь дома». Не забывайте, что в своей стране вы всего лишь один обыкновенный гражданин среди миллионов сограждан, в то время как за границей вы «испанец», «француз», «русский». От ваших поступков зависит мнение о вашей стране.

Тема 11. «Вежливые» советы.

Это заключительная тема. На занятии мы, рассматривая конкретные ситуации, отвечаем на вопрос: «Как в данном случае поступит воспитанный человек?». Составляем памятки о правилах поведения по каждой теме.

«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». (Дж. Свифт)

В этом году я провожу занятия в 4 классах. Сейчас, когда у нас в школе уже многие кабинеты оснащены стационарными проекторами, появилась возможность использовать на занятиях презентации. Поэтому к каждому рассматриваемому вопросу у меня разработана презентация. Это позволяет сделать занятия более наглядными и содержательными. Ребятам очень нравится данная форма работы. Материал презентаций используется учителями начальных классов на уроках «Окружающий мир».


 

 

Методы и приемы педагогической работы

по формированию духовно-нравственных качеств

у детей младшего школьного возраста

на уроках гуманитарно-эстетического цикла

 

Ю. Н. Кочеткова,

учитель начальных классов МОУСОШ № 36

 


Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:

1. Организация образовательного процесса.

Здесь важны:

      новизна, практическая значимость подаваемого материала;

      четкое структурирование;

      логичное, яркое, контрастное выступление;

      ритмичное чередование видов деятельности;

      опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.

2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

3. Проблемные ситуации.

Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5. Чувство юмора.

6. Ситуация успеха.

Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии.

Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.

Теперь воздействуем на эмоциональную сферу.

Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений.

Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей. Такие уроки должны оставлять у детей ощущение праздника, поэтому случаться не слишком часто.

Выразительное чтение взрослого. Чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.

Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.

Художественная литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения.

Акцентное вычитывание – своего рода самостоятельное «вычерпывание» из текста определенных моментов для решения тех или иных читательских задач, например, вычитывание развития образа-переживания лирического героя, отношения автора к происходящему, изменения в поведении героя.

Системно-деятельный подход предполагает использование на уроках приема «шести ролей: «автор», «читатель», «критик», «теоретик», «художник», «историк». Отношение «автор – литературное произведение – читатель» – процесс практической литературной деятельности самих школьников то в роли «автора», то в роли «читателя». Обе эти роли творческие: как автор, так и читатель не имеют «готового» образа; автор создает его по законам искусства, а читатель «воссоздает». Работа в роли «критика» – литературно-критическая и нравственная оценка. Чтобы творчество автора и читателя было успешным необходимы знания по теории литературы – работа в роли «теоретика». Каждый должен побывать в роли «художника», представляя и воображая смоделированную ситуацию. Роль «историка» позволяет взглянуть на объект обсуждения с точки зрения культурного наследия. Таким образом, главная задача работы с литературным произведением – поставить учащихся в те роли, без которых невозможна полноценная читательская деятельность, помочь детям утвердиться в них, овладеть средствами и способами решения нравственных проблем. Здесь невозможно обойтись без опоры на интеллектуальную сферу учащихся.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации (В.В. Сериков)

Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения.

В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:

      проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;

      прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

      конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

      оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;

      аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

      репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий.

Подходим к концу урока. Итог предполагается подвести самим учащимся, отвечая на вопрос учителя. Это позволяет педагогу избежать лишней назидательности, а младшим школьникам – проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует использование полученных на уроке знаний. Там, где это целесообразно и вытекает из хода урока, следует предложить детям организовать практические дела, помочь их реализовать. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться. Можно провести интересную проектную (исследовательскую) деятельность или полезную общественную работу (в виде акций, проектов).

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)


 

 

Духовно-нравственное воспитание школьников

во внеурочной деятельности

 

Л. И. Кузнецова,

учитель начальных классов МОУ-гимназии № 2

 


Проработав в начальной школе более 30 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.

Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.

Сегодня в нашей гимназии в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. Основными среди них в моём классе можно считать спортивно-оздоровительное, туристско-краеведческое, художественно-эстети-ческое.

В этой работе я использую игровые технологии, коммуникативные и исследовательские.

Оздоровительная программа ориентирована на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных видов:

      беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления;

      динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль) жизни;

      деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.

Краеведение приглашает детей в путешествие по далёкому прошлому тульского края. Они знакомятся с историей города, открывают для себя новые имена, узнают о тульских мастерах – потомках легендарного Левши. Свои знания по краеведению они закрепляют на занятиях в музеях «Тульские древности», «Тульский кремль», «Музей Поленово».

Художественно-эстетическое воспитание я реализую через занятия в кружке «Мир оригами». Эти занятия помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию.

Перечень направлений внеурочной деятельности в моём классе является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и родителей.

Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребёнка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение.

На примере только одного класса я коротко показала, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся нашей гимназии интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.

Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.


 

 

Роль курса «Краеведение» в духовно-нравственном

становлении младших школьников

 

С. П. Кузьмина,

учитель начальных классов МОУСОШ № 15

 


Высшим уровнем личностных способностей человека являются духовные способности. Духовность обладает свойством возвышать внутренние психологические мотивации до культурного уровня.

Курс краеведение преподается в школе № 15 с 2006 года, программа разработана на основе тетрадей по краеведению из серии «Мой город» и учебного пособия «История Тульского края». Курс рассчитан на 34 часа.

Основные цели курса:

      дать учащимся основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических и экономических особенностях Тульской области;

      познакомить с достопримечательностями и людьми, прославившими родной край.

Необходимость введения курса связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Чем содержательнее будут занятия, тем более действенными окажется они для воспитания любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.

Программа предполагает не только работу с книгой, но и экскурсии по Туле и области, встречи с интересными людьми, игры, викторины, сбор материалов о земляках. Активное участие в работе принимают родители, оценивая курс, как своевременный и полезный.

Во 2 классе уроки посвящены изучению Тульского кремля. В 3 классе дети знакомятся с музеями Тулы и Тульской области. В 4 классе уроки посвящены истории Тульского края. По итогам этих уроков учащиеся создают небольшие проекты. Изучение истории Великой Отечественной войны начинается в школьном музее Воинской славы, где есть материалы о родных и близких наших учащихся и учителей.

Военно-патриотическое воспитание продолжается на оборонных предприятиях города. Экскурсия на КБП произвела на детей сильное впечатление и вызвала желание трудиться на этом предприятии.

Накануне Дня Победы всегда возлагаем цветы к братским захоронениям.

Изучения курса «Краеведение» не только даёт знания о Тульском крае, но и пробуждает интерес к своей малой Родине.

Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. И в этом помогает курс «Краеведения» в школе.


 

 

Курс «Детский мир»

 

Л. А. Сергейчева,

учитель начальных классов МОУСОШ № 6

имени К. Д. Ушинского

 


Наша школа носит имя К. Д. Ушинского. С 1994 года преподается предмет «Детский мир», который даёт возможность приобщить детей к духовному опыту наших предков. Учебным пособием является хрестоматия К.Д. Ушинского «Детский мир».

Знакомство с «Детским миром» ставит целью формирование мировоззрения детей на принципах высокой нравственности и морали.

Основной формой работы по предмету является урок. Курс рассчитан на 3 года, со 2 по 4 классы. 1 час в неделю. Курс интегрированный.

Во втором классе интегрируется с «Окружающим миром».

Статьи «Детского мира» служат источником знаний об окружающем мире, являются своеобразной детской энциклопедией.

Мы стараемся раскрыть перед младшими школьниками основные исторически сложившиеся черты русского национального самосознания, воспитываем чувство национального достоинства.

Во 2 классе ученики получают представление о природе родной страны, учатся рассказывать о ней, наблюдают за изменениями в природе и трудом людей в разное время года. Расширяется представление детей об устном народном творчестве и русских писателях. Знакомятся с животным миром.

В 3 классе представления о Родине расширяются, дети знакомятся с её прошлым: русскими князьями, историческими событиями. Патриотизм – одно из основным понятий в нравственном воспитании, по мнению Ушинского.

В 4 классе вводятся географические понятия. Дети знакомятся со знаменитыми мореплавателями, географическими открытиями.

Так как язык 19 века очень отличается от современного русского языка, много времени уделяется словарной работе, вступительным беседам.

Работа с учебником «Детский мир» развивает творческие способности детей. Они выполняют рисунки, делают книжки-малышки, пишут сочинения. Формами контроля являются тесты, викторины, контрольные работы.

В конце года каждый классный руководитель заполняет оценочный лист уровня воспитанности учащихся класса.

Считаем, что курс «Детский мир» способствует повышению уровня нравственности учащихся.


 

 

 

Курс «Наше наследие»

 

Н. Н. Соломаткина,

учитель начальных классов МОУСОШ № 39

 


Нормативно-правовой и документальной базой программы «Наше наследие » являются примерная программа «Воспитание и социализация обучающихся», Закон «Об образовании», ФГОС начального образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут».

В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

На изучение предмета «Наше наследие» отводится 17 часов. Оценки не ставятся.

Цель курса: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Основными задачами рабочей программы являются воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, нравственных чувств и этического сознания, воспитание трудолюбия и творческого отношения к труду, формирование ценностного отношения к здоровью, природе, прекрасному.

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

 

ПРОГРАММА «НАШЕ НАСЛЕДИЕ»

4 класс (17 часов)

1. Имя нашего города. Герб, флаг, гимн города Тулы.

2. Древний город Тула. Тула оружейная.

3. Тула – город-герой.

4. Тульский кремль. Строительство кремля.

5. Башни Тульского кремля.

6. Как жили наши предки. Особенности быта.

7, 8. Музеи нашего города.

9. Экскурсия в музей Тульского пряника.

10. Театры нашего города.

11. Храмы. Культурологические основы традиционных российских религий.

12. Соборы и храмы города Тулы. Поездка в храм.

13. Скульптурные памятники города Тулы.

14. Экскурсия к одному из памятников Тулы.

15, 16. Знакомство с различными видами труда и профессиями предприятий Тулы.

17. Экскурсия на ТОЗ.

Учебным пособием предмета «Наше наследие» являются тетради по краеведению серии «Мой город». Материалы тетрадей вызывают неподдельный интерес, помогают в занимательной форме познакомиться с историей, культурой родного края, способствуют духовно-нравственному развитию детей.

Сухомлинский говорил, что Родина без нас обойтись может, мы же без нее – ничто. Эту великую истину должен понимать и чувствовать каждый ребенок. И задача нас, педагогов, донести до них эту истину.


 

 

 

Духовно-нравственное развитие личности в системе

дополнительного образования младших школьников

 

Р. Н. Сорвина,

педагог дополнительного образования МОУСОШ № 28,

методист МОУ ДОВ РМК Зареченского района

 


В 2009-10 учебном году в школе № 28 была организована работа кружка духовно-нравственной направленности «Светлячок», основной целью которого явилось воспитание духовности через изучение русской культурной традиции православия.

Совместно с другими кружками была разработана интегрированная программа, составленная в соответствии с программой «Основы православной культуры» и учебно-методическим комплектом А. В. Бородиной «История религиозной культуры». Занятия проводятся по 1 часу в неделю на базе группы продлённого дня. Учащиеся знакомятся с наиболее яркими страницами Ветхозаветной и Новозаветной истории, житиями святых, памятниками православной культуры. Дети читают поучительные рассказы, рисуют, лепят, делают поделки, прослушивают аудиозаписи. В течение года проводятся два отчётных мероприятия, посвященные празднику Рождества Христова и Пасхи. В проведении больших праздников объединяются усилия всех кружков: бальных танцев, хорового, ИЗО, «Светлячок».

В рамках программы «Светлячок» с целью изучения культурного, исторического наследия нашей страны проводятся встречи со священниками, экскурс, паломнические поездки по храмам Тулы и области. Все это помогает формировать гражданина и патриота. Ведь любовь к малой родине есть залог любви к Отечеству.

В апреле на базе нашей школы был проведен научно-практический семинар «Методическое сопровождение формирования у учащихся гражданственности и патриотизма» для учителей основ православной культуры. Было показано открытое занятие кружка в 1 классе, урок по курсу «Основы православной культуры» в 11 классе, компьютерная презентация ученицы 3 класса по теме «Тула православная».

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

 


Полезные ссылки
ЦПМСС "Преображение"Дистанционное дополнительное образованиеЭлектронная приемная управления образования администрации города ТулыКурсы в Туле
МКОУДОВ - информационно-аналитический центрМКОУ ДОВ "РМК Привокзального района"МКОУ ДОД "ДД(Ю)Т"Всероссийская олимпиада школьников
МКОУДОД ЦДОД "Турист"Тульский институт экономики и информатикиМКОУ ДОД "ЦДЮ "ПАТРИОТ"Всё о ЕГЭ
МКОУ ДОВ "РМК Пролетарского района"МКОУ ДОВ "РМК Зареченского района"МБОУ ЦПМСС "ВАЛЕОЦЕНТР"Газета "Первое сентября"
МКОУ ДОВ "РМК Советского района"МКОУ ДОВ "РМК Центрального района"Российское образованиеБлаготворительный фонд "Возрождение"
МКОУ ДОД "СЮТ"Дискуссионный клуб Минобрнауки РоссииМинистерство образования РФВиртуальный музей ИНФОРМАТИКИ
Управление образования ТулыМКУ "Медиацентр"Федеральный школьный порталЕдиное окно доступа к образовательным ресурсам
О проектеКонкурсы и соревнованияКонтактыСистема дистанционного обучения

© 2010 Управление образования администрации г. Тулы, Тульский институт экономики и информатики. Все права защищены.

При цитировании ссылка на ресурс обязательна.

Создание и поддержка проекта
компания WebGK